Powered By Blogger

вторник, 31 декабря 2013 г.

GSM-сигнализации для автомобилей и не только / Не лает, не кусает...

GSM-сигнализации для автомобилей и не только / Не лает, не кусает...

Ника Соколовская

(80Kb)Что умеет современный сотовый телефон? Звонить и обмениваться сообщениями, выходить в интернет, проигрывать музыку и видео, будить по утрам и напоминать о делах — к этому мы уже привыкли. А еще мобильный может охранять машину и другое имущество владельца.
Скажем, залез воришка в салон за магнитолой, а владелец авто подходит сзади и ка-а-ак треснет злоумышленника по голове новеньким Sony Ericsson K750i! Обломки телефона разлетаются метров на десять, а у злоумышленника вырастает шишка. Представили? Так вот — речь пойдет не об этом, мобильный все-таки не дубинка. Зато, используя привычные телефонные функции — передачу текста и голоса, охранять имущество можно и даже нужно.

Два слова о теории вопроса

После покупки автомобиля, особенно дорогого, автовладельцы начинают ломать голову над тем, как не лишиться его в кратчайшие сроки. Для угонщиков, казалось бы, препятствий не существует: гараж взламывается, сирена отключается за секунды вместе с механическими и электронными средствами защиты — и ищи «бумера» в поле! Если же вы хотите, чтобы ваш стальной конь без вашей на то воли далеко не ушел, а если и ушел, то найти его можно в три движения — читайте дальше.
Система охраны автомобиля состоит из двух основных компонентов — «обездвиживания» и оповещения. В первый входят механические блокировки, иммобилайзеры — в общем, любые современные средства, не позволяющие машине двигаться без разрешения хозяина. Стоимость их варьируется от нескольких десятков до тысяч долларов — но и профессионализм угонщиков растет день ото дня, поэтому стопроцентную гарантию ни одна схема защиты не дает. Ничего не поделаешь, на любую загадку рано или поздно найдутся мастера отгадывания.
Значит, нужно совершенствовать вторую часть — оповещение, чтобы в кратчайшие сроки узнать о покушении на «железного коня» и принять меры. Здесь прогресс тоже происходит, но медленно — обычно начинает орать сирена, причем в большинстве автомобилей — на один и тот же лад, беспокоя всех автовладельцев сразу. Один раз все выглянули — нормально, второй — опять ничего, а на третий кто-то подумал «не моя» и подходить к окну не стал. За что и поплатился, против воли переквалифицировавшись в пешеходы...
Еще одна неприятная особенность сирены в том, что она с равным успехом срабатывает от удара ногой по бамперу (спасибо завистливым гражданам), крупного града и собственно попытки взлома или угона. Никогда не угадаешь, что стало причиной ее «пробуждения» в очередной раз. Сейчас еще они не такие нервные, а лет десять назад и чихать громко рядом с машиной не рекомендовалось.

С распространением сотовой связи произошла революция. Огромная зона приема сигнала, доступная стоимость звонков и сообщений, простота настройки и использования сигнализаций, разнообразие дополнительных функций — вот далеко не полный список преимуществ сотовой связи в приложении к охране любимого автомобиля.Пейджинговый бум несколько лет назад породил новую идею оповещения — автоматическую отправку сообщения на пейджер владельца. На первый взгляд — быстро и удобно, а на второй... Ну-ка, бывшие обладатели «пагеров», вспомните, сколько раз отправленные сообщения по неизвестным причинам не приходили? А у охранных, разумеется, приоритета не было — разве что несколько повторов минут через 10, когда время упущено вместе с машиной.
У владельцев появилась возможность не только принимать сообщения и звонки о том, что транспортное средство подверглось нападению, но и оперативно реагировать на это удаленной блокировкой дверей, двигателя и даже впрыскиванием слезоточивого газа, чтобы угонщику пришлось совсем несладко. А еще в машине можно установить GPS-передатчик, чтобы отслеживать ее перемещения... Впрочем, обо всем по порядку.

Поговори со мной, машина!

В первую голову рассмотрим самый популярный вариант охраны — установку GSM-сигнализации. Вопреки расхожему заблуждению, она работает не отдельно от прочих охранных устройств, а в тесной связи с ними. Более того, многие производители мобильных сигнализаций гарантируют корректную работу только при подключении к охранным системам той же марки. 

Система передает владельцу автомобиля информацию о нарушении охраняемого периметра, срабатывании предупредительного и тревожного уровней сигнализации, постановке или снятии автомобиля с охраны.
Если система обнаруживает, что на подведомственном объекте происходит что-то неправильное, она тут же начинает звать хозяина одним из способов: рассылкой SMS по указанным номерам, звонками на эти номера или комбинацией двух предыдущих вариантов. У каждого способа вызова есть плюсы и минусы.
Сообщение приходит независимо от того, занят номер или свободен, а если телефон недоступен — сразу после включения. С другой стороны, SMS можно просто не заметить, и в установке GSM-сигнализации смысла не будет. Да и пропадают SMS на сложных и извилистых путях следования — нечасто, но случается. 
Ситуация со звонками по заданным номерам выглядит более радужно. Во-первых, телефон будет звонить до тех пор, пока кто-нибудь не снимет трубку. Во-вторых, после ответа на звонок механический голос расскажет о причинах для беспокойства и спросит, что делать дальше.
Вариантов действий у хозяина машины несколько. После ввода пароля он может, например, заблокировать двигатель и двери, включить режим «Паника» (независимое включение-выключение всей световой и звуковой сигнализации сразу плюс срабатывание дымовых шашек, установленных под днищем машины), пустить в салон слезоточивый газ... В любом случае незадачливому грабителю придется несладко. Да и милиция спасибо скажет за повышение раскрываемости.
GSM-сигнализация, однако, пригодится не только при попытке злоумышленников угнать машину или снять с нее дорогие литые диски или особо ценный спойлер. Иногда водитель забывает ключи в салоне и захлопывает двери: один звонок в автомобиль — и проблема решена, двери открыты, ключи занимают место в замке зажигания.
С мобильного телефона можно также управлять датчиками сигнализации. Скажем, хотите отключить сирену, чтобы не верещала по ночам, как безумная, — вовсе не обязательно открывать автомобиль и вручную «успокаивать» ее, достаточно отправить сообщение с нужной командой. Наконец, можно в любой момент позвонить в автомобиль и выяснить, все ли в порядке. В трубке раздастся одна из двух мелодий, и станет ясно, подходил ли кто-нибудь к охраняемой машине или нет.
Приятным дополнением к охране идет подключение четырех входов. Говоря простым языком, в систему можно добавить печку, двигатель, магнитолу и стеклоомыватель, а затем включать их на расстоянии с помощью специальных команд (время работы — от 0,1 секунды до 90 минут). Особенно ценна эта возможность в хмурое рабочее утро: выпил дома чашку кофе, подошел к машине — а там уже прогревается двигатель, в салоне тепло, стекла вымыты, стереосистема проигрывает любимые песни... Подключить к GSM-сигнализатору можно и другие устройства.

Среди плюсов этой системы — возможность управлять автомобилем на расстоянии с любого телефона, поддерживающего тональный набор. Даже если злобные воры отобрали у хозяина вместе с машиной и мобильный, ему остается найти ближайший телефон, ввести пароль и команду — скажем, заблокировать двигатель. Еще одна команда активирует громкую связь в автомобиле и позволяет вести переговоры с угонщиками. Эта функция по понятным причинам не очень эффективна, однако дополнительные возможности в таких ситуациях лишними не бывают.
Автозапуск тоже может включать двигатель или печку на расстоянии, обеспечивая владельцу комфорт. Кроме того, специальный сигнал предупредит о попытке погрузки автомобиля на эвакуатор — одно из любимых транспортных средств ГИБДД-шников многих крупных городов.
Владельцам рекомендуется модуль контроля канала GSM еще по одной причине: специальная программа выдаст сигнал тревоги, если злоумышленники попытаются блокировать работу «Magnum» радиоэлектронными «глушилками». Ворье тоже попадается весьма себе технически грамотное, это как раз по их душу опция.

«И где я нахожуся?»


Впрочем, возможности GSM-сетей в деле охраны автомобиля не ограничиваются тревожными звонками и сообщениями. Добавляем к сигнализации функцию GPS-позиционирования — и узнаем местоположение «железного коня» с точностью до десятков метров. Чтобы получить координаты, достаточно отправить SMS или MMS (в последнем случае в ответ придет соответствующий фрагмент карты).

Определение координат происходит по запросу владельца либо автоматически — через заданные промежутки времени. Система зашифровывает названия города и улицы, номер ближайшего к автомобилю дома — и отправляет владельцу SMS-сообщение, которое может быть дешифровано либо на сервере «по дороге» к телефону, либо «вручную», с помощью специальной программы. Во втором случае, понятно, приходится тратить лишнее время. Неоспоримый плюс сигнализации в том, что для ее работы не нужно подключать никаких дополнительных услуг сотового оператора — только голосовую связь (то есть обычные звонки) и SMS.
При отключении основного питания система автоматически переходит на резервное, так что злоумышленникам не удастся далеко уйти, даже если они в считанные секунды отключат электронную начинку автомобиля. Кроме того, при потере связи с сотовой сетью сигнал об опасности может быть передан другими способами — например, с помощью автомобильного пейджера.
Система оборудована встроенными модулями GPS и GSM и поддерживает до трех мобильных номеров.

Комментариев нет:

Отправить комментарий