"БЛОКИРОВКА-ПРИЗРАК".
|
|
Ну хорошо, возразят мне многие, но ведь это же надо раскручивать корпус, брать в руки паяльник, аккуратно монтировать элементы, часто резать дорожки на печатной плате - в общем, технология эта, соглашусь, не для каждого.
Да и с гарантией на модуль проблемы неизбежны.
Более важный момент еще такой - хотя после описанных доработок и труднее, но все же можно обойти реле блокировки- они по-прежнему завязаны на модуль сигнализации.
А что если использовать в качестве блокирующих реле не простые, а поляризованные?! На фотографиях (рис.13 и 14) представлены несколько классных экземпляров такого реле. Для сравнения на фото 13 присутствуют также обыкновенное
|
|
автомобильное реле (слева) и упомянутое где-то в начале статьи радиореле вместе с двухкнопочным пультом управления. Не правда ли - размеры поляризованных реле весьма малы.
У самого приятного для наших целей реле SDS S2-L-12V - четыре контактные группы (две НЗ и две НР) и два устойчивых состояния.
| |
|
А теперь о главном достоинстве этих реле - переключаются они из одного устойчивого состояния в другое только при смене полярности напряжения, подаваемого на обмотку! Это интересное свойство и позволяет организовать уникальную блокировку, приближающуюся по своим свойствам к упомянутым в начале статьи кодированным блокирующим реле, которые пока что используются преимущественно в дорогих системах охраны. И что самое важное - реализовать описанную ниже блокировку можно для любой сигнализации! По существу это секретка, но с управлением от главного модуля сигнализации.
Рассмотрим несколько характерных примеров использования "маленьких помощничков".
Пример 1. Поляризованное реле подключается к силовым выходам на управление дверными активаторами. Вот кстати, меня часто просят нарисовать для иллюстрации наиподробнейшие схемы подключения, с нумерацией контактов, для конкретного типа сигнализаций, и вообще - объяснить все максимально подробно. Но в этом примере схема настолько элементарна, что уж разрешите ее не приводить - а ограничиться описанием принципа. А именно - при закрытых замках дверей реле находится в позиции "блокировано", при открытых - "блокировка снята", то есть обмотка поляризованного реле подключается просто в параллель к дверным активаторам, потому что реле и обыкновенный тайваньский моторчик очень похожи - те же два устойчивых состояния и переключение по смене полярности управляющего импульса. Только реле не боится постоянного напряжения на обмотке, и рукой его не переключишь из одного состояния в другое, как моторчик.
Понятно, что скручивание проводов вместе здесь, как и в остальных примерах ниже - не позволит снять блокировку. Вмешательство в схему сигнализации не требуется, гарантия - сохраняется. Недостаток - без дополнительного реле нельзя задействовать удобную для некоторых такую функцию многих сигнализаций, как закрывание замков дверей машины во время движения. Это, надо сказать - тоже популярная тема - как повесить на слаботочный выход сигнализации на управление ЦЗ дверные активаторы, как организовать подключение дополнительных датчиков и передатчика пейджера по питанию, а в нашем случае - как же подключить дополнительную блокировку двигателя, если хочется, чтобы и двери во время движения машины для безопасности были бы закрыты по команде сигнализации? Ну что же - на рисунке 15 представлена подробная схема - как это реализуется на практике. Заодно для примера "гибкости мышления" в качестве поляризованного реле взято более распространенное двух обмоточное реле (РПС28Б, РПС34, РПС36 и др.) - у таких типов реле коммутация осуществляется подачей импульса управления на соответствующую обмотку, а не при смене полярности управляющего импульса. Однако это обстоятельство совсем не мешает использовать такие реле для наших целей.
Небольшие пояснения к схеме. С выхода сигнализации на реле, управляющие дверными замками, поступают негативные импульсы. Этими же импульсами управляется и поляризованное двух обмоточное реле, таким образом, чтобы, когда сигнализация закрывает двери, реле переключается в положение блокировки (на схеме упрощенно показана лишь одна группа контактов поляризованного реле, на самом деле их обычно больше). При открывании дверей блокировка также снимается. Для того чтобы во время движения закрывание дверей по команде сигнализации не приводило к блокированию двигателя, используется дополнительное реле, разрывающее цепь управления поляризованным реле по блокирующей обмотке, при подаче зажигания.
Рисунок 15. Использование поляризованного реле для коммутации дополнительных исполнительных устройств и для дополнительного блокирования двигателя.
Пример 2. Сигнализация имеет два незадействованных дополнительных канала управления внешними устройствами - по команде с брелка на выводах доп. каналов формируется отрицательные импульсы, переключающие поляризованное реле в состояние - "блокировано" и "разблокировано".
|
|
Именно такой, в общем-то, редкий вариант приведен на принципиальной схеме на рис. 16, с необходимыми пояснениями. Хотя здесь лучше действовать по ситуации, в зависимости от возможностей имеющейся в распоряжении охранной системы. Например - у сигнализации есть выход для функции "Комфорт", когда при постановке на охрану дополнительно закрываются стекла -
|
|
- ОК, используем этот импульс для активации реле - при каждой постановке на охрану реле будет переключаться вместе с подъемом стекол, и наша машина получит дополнительную блокировку ценою в несколько реле, одно из которых ну очень хитрое. Кстати, для его управления, ввиду низкого потребляемого тока (меньше 10 миллиампер) можно задействовать и непосредственно выход сигнализации, предназначенный для активной блокировки.
Есть у вашей сигнализации выход для того, чтобы дистанционно открывать багажник, или замок капота, который обычно работает в режиме "снято с охраны" - отлично, - можно использовать выход такого канала для разблокирования реле и, соответственно, двигателя. В тоже время, если проявить смекалку и поручить ответственную задачу отключения реле штатным кнопкам автомобиля или их удобной подходящей комбинации, то получится уже НЕОТКЛЮЧАЕМАЯ от сигнализации блокировка! Кнопки же могут быть самые разные - их довольно много в машине - например, кнопки стеклоподъемников или управления зеркалами. Это может быть также концевик стояночного тормоза, или концевик тормозной педали или датчик задней скорости, или кнопка включения обогрева заднего стекла, или рычаг переключения ближнего/дальнего света, или кнопка омывателя, - наконец, - бибикалка (шутка) - да мало ли откуда еще можно "добыть" необходимые "по требованию" 12 вольт в салоне защищаемого автомобиля! Варианты могут быть самые различные - важно лишь отсеять откровенно неудобные или те, которые можно заметить с улицы - например, если включено зажигание, то при нажатии на педаль тормоза будут загораться стопари - это можно заметить снаружи и прикинуть - как нужно отключать "секретный тумблер" в такой машине.
А как быть, если у сигнализации не хватает дополнительных каналов, а дополнительные манипуляции со штатными кнопками - не желательны (не все любят каждый раз заводить двигатель своей машины в "два притопа три прихлопа"). Такой случай иллюстрирует следующий пример (рис.17). Здесь один конец обмотки реле коммутируется … выходом сигнализации на сирену ("сирена", к слову, может управлять, не только блокировкой, с помощью этого вывода можно даже "научить" сигнализацию двери раздельно открывать, как это сделал в свое время Юрий Гнатюк из Архангельска, ака Jora - здесь он живет http://jora.by.ru , а здесь он рассказал про использование выхода на сирену "не по назначению" http://www.auto.ru/wwwboards/stealings/0034/9289.shtml ).
Отключается реле (в нашем примере) дополнительным каналом сигнализации. Получается интересный алгоритм работы, основанный на удобной и полезной фишке большинства сигнализаций, именуемой сложно так - "бесшумная постановка/снятие с охраны" или, по-другому - без звуковых сигналов подтверждения сиреной.
|
|
То есть при тихой постановке наше хитрое, реально основное реле активироваться не будет, и, если мы также "тихо" снимем сигнализацию с охраны - реле так и будет "спать" дальше. "Разбудить" его, однако, может любая тревога, а точнее - первая же тревожная трель сирены. Сирена, кстати, может сработать не только в "охране", но и при разбойном нападении - и тем самым перед разбойниками появится новый, неожиданный и даже "поляризованный" рубеж защиты двигателя - называется "попробуй заведи"
|
|
Разумеется, второй, разблокирующий конец "хитрого" реле также можно подключить на уже описанную комбинацию штатных кнопок, которая - это важно, - уже не будет иметь жестких ограничений по удобству регулярного использования - ведь теперь это придется делать гораздо реже. Например, при парковке в неблагоприятном районе или на длительное время лучше поставить сигнализацию на "охрану" со "звуком" - спокойнее будет. А для кратковременной остановки можно положиться и на датчики - которые по определению обязаны хоть один "кряк" сирены да обеспечить. Если за время, пока машина находилась под охраной сигнализации, ничего не случилось, то владелец машины отключает систему так же бесшумным способом, садится и едет по своим делам. Если же была тревога, то реле сразу же переключится в положение "блокировано", и никакие манипуляции с сигнализацией не помогут переключить его обратно - нужно будет воспользоваться известным только владельцу способом "два притопа три прихлопа". Но это уже не напрягает как в предыдущих вариантах, ведь при правильно отрегулированных датчиках ложные срабатывания у сигнализаций случаются редко. Ну а при не ложных сработках - за счет дополнительного рубежа защиты есть шанс остаться с машиной.
Вот так, за неспешными объяснениями, мы потихоньку и добрались до конца края нашей "смекалистости". Выкидываем лишние реле (которые еще и шунтировать диодами нужно "на всякий случай" - а на это требуется при монтаже время, которое деньги, появляются лишние соединения, которые снижают надежность и т.п.), и остается вот такая простая "до неприличия" схемка на рис.18 - не правда ли, оригинальное решение?! Характеристики "хитрых" реле позволяют им прекрасно обходиться без своих
обыкновенных "клацающих" контактами собратьев. Один конец оказывается подключенным на массу через сопротивление обычной неавтономной сирены (предохранитель (или диод), включенный последовательно с сиреной, защищает выход сигнализации на сирену - ведь теперь на этом выходе лежит важная задача активации "спящей" блокировки). Второй конец "сидит на массе" через дополнительное копеечное сопротивление в 100 Ом, так как сопротивление у обмотки реле - килоом и больше. Как работает схема - элементарно, дорогие Ватсоны.
Активируется реле любыми сигналами сирены - в том числе и служебными, это уже описывалось. А отключается - геркончиком, через контакты которого на вторую обмотку реле в нужный нам момент поступает 12 вольт. Провел магнитом геркона в нужном месте обшивки, при этом сирена тихонечко так "скажет" - все в порядке, реле отключилось, и заводи смело двигатель.
Геркон можно взять и с переключающими контактами - просто они реже встречаются, а вот обычный НЗ геркон (это он НЗ когда с магнитом в паре, а без магнитной ответной части его состояние - как на схеме - нормально-разомкнутое) и резистор - продаются везде. Куда спрятать геркон в машине - это не проблема - они такие маленькие встречаются, что можно выбрать и спрятать куда угодно - вплоть до "бибики", и это уже не шутка.
Таким образом, применение таких реле - относительно дешевых, но весьма подходящих для, не побоюсь этого слова - святой задачи достойно заблокировать НАШ автомобиль - серьезная заявка на победу в борьбе с угонщиками - ведь блокировка-призрак, так можно ее назвать - не отключается, даже если найден весь сигнализационный сабж, и, в тоже время, практически не напрягает в повседневном использовании. Надежность реле, конечно же, выше, чем у сложных микропроцессорных устройств, и это делает абсолютно не нужным, в целях исключения гарантийных претензий, предусматривать "аварийные" обходы блокировок - ведь не секрет, что владельцы автомобилей чуть что случись с мотором - первым делом грешат на сигнализацию. И конечно, в таких случаях они часто и не вспоминают - что же там им на сервисе показывали, чтобы отключить блокировки.
А в случае использования поляризованных реле пользователь сам их отключает периодически, и уж эта цепь отказать может только по причине не качественного монтажа, что само по себе - нонсенс - все равно что массу у сигнализации плохо прикрутить. Особенно приятно и то, что размеры поляризованных реле гораздо меньше, чем у таких серьезных конкурентов как Hook-Up реле, что позволяет заматывать их непосредственно в жгуты, делая задачу их обнаружения трудно выполнимой на практике.
|
Да что там в жгуты - для тех, у кого правильные руки и кто любит оригинальные нестандартные решения - последняя иллюстрация (рис.19) в этой статье - реле блокировки, помещенное в корпус обычной автономной сирены. Расчет простой - ценную вещь чаще труднее всего найти, если она лежит на видном месте. Угонщик первым делом "попортит" до боли знакомую всем сирену, оборвет ей провода, и тем самым еще больше осложнит себе задачу завести двигатель. Придет ли кому-нибудь в голову, что релюшка может жить в корпусе стандартной сирены? А ведь ей там и тепло, и сухо - разве что громко временами. Будем надеяться, что она, релюшка - глуховатая от рождения
| |
|
И останется у угонщиков только возможность попробовать себя на поприще "обхода" этих маленьких жучков, а вот о том, как им и в этом помешать конкретно и не дорого, мы поговорим, надеюсь, в следующей статье.
Удачи всем!
|
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий